Рекомендации для родителей ребенка – Гюго

Профориентация
Рекомендации для родителей ребенка – Гюго
Гюго – этик, сенсорик, экстраверт, рационал

Гюго о детстве
Вера М.
Наташа С.
Ольга М.
Александр К.

Гюго о себе
Нина А.
Галина Т.
Оксана М.
Ольга В.

 У Гюго природная склонность к холерическому типу темперамента. Холерик – энергичный, подвижный, стремительный, может страстно увлечься каким-то делом. Двигаясь в одном направлении, он сложно переключается на другое и быстро растрачивает свои силы. Холерик – неуравновешенный тип: трудности, встречающиеся на пути к цели, могут вызвать в нем бурные эмоциональные вспышки.

При психофизических перегрузках в школе у такого ребенка накапливается много скрытых эмоций, которые он может выплескивать, приходя домой. Вне дома он не может вести себя плохо. Дома иногда он может поэмоционировать, покричать. Нужно дать ему возможность выплеснуть накопившиеся эмоции, после чего переключить его внимание на что-то интересное.
«Для меня всю жизнь, с детства, болезненно ощутимо в отношениях было состояние недопонимания, ссоры, размолвки. Это просто невозможно». Держать в таких ситуациях ребенка Гюго «опасно для жизни». Здоровье будет уходить лавиной. С одной стороны, этот ребенок – борец за справедливость, порой взрывной и неуемный, но, наломав дров, добиваясь своего, он, спустя некоторое время, пойдет на компромисс. Вокруг него должен быть покой, доброжелательность и взаимопонимание. Гюго идеализирует отношения. Если только немного что-то отклоняется от идеальных отношений, он напрягается. Сам он всегда готов подстраиваться и уступать, только обижать его не надо. «Вы же все меня любите! И я вас всех люблю! Не обижайте меня!».
Ребенок-Гюго очень обидчивый. Он постоянно фиксирует отношение окружающих к нему. Его подкупают улыбки, искренняя доброжелательность, забота, подарки, внимание к его интересам. Такой ребенок слабо разбирается в истинном отношении к нему. О том, как к нему относятся другие, он судит только по тому, как это проявляется внешне.
«В детстве мне крайне сложно было понять, какие вокруг меня отношения между людьми: кто кому симпатизирует, кто кого ненавидит и т.д. У меня были все хорошие, я любила всех – и все!».
«Я на самом деле не вижу многого в отношениях, в глаза никогда не смотрю. Как мне нужен был бы в детстве человек, который объяснил мне «мир людей». И даже сейчас, если я почувствую небезразличное отношение к себе со стороны мужчин, это меня пугает, напрягает, и я стараюсь отойти. Мне не нужно чувственности, мне нужна радостная, понятная, искренняя дружба и забота».
«Мне очень сложно быстро знакомиться с кем-то. Я не понимаю кто – какой». Такого ребенка необходимо обучать слышать интонацию голоса, чувствовать взгляд. Будет хорошо, если вы научите его выслушивать человека. Все это поможет ему легче выстраивать отношения с окружающими.
На Гюго нельзя кричать, делать ему грубые замечания, жестко командовать. «Если мной командуют, у меня возникает противостояние. Со мной нельзя разговаривать приказным тоном». В таких ситуациях он чувствует себя плохим, начинает за это переживать и может очень быстро заболеть. А так как больных детей больше любят, жалеют и опекают, то такой ребенок может болеть очень долго. «Такому человеку, как я, очень нужен семейный покой и домашний уют».
Другая ситуация, которая может возникнуть при жестком обращении с Гюго – противостояние, вспышки агрессивности. Из него может вырасти жесткий борец за справедливость. «В детстве, если я должна была что-то выполнить, то ко мне нужно было подойти, попросить помощи, но не командовать, не кричать».
«Если человек меня сильно обидел, просто для меня он больше не существует, или существует, но уже не на таких доверительных отношениях. Бывает ведь, что близкие люди обижают, и вот они ходят рядом и пусть себе ходят, но теплых отношений уже не будет».
«Любить меня – это быть со мной доброжелательным и быть рядом в моих увлечениях, а говорить: «Я тебя люблю!» мне необязательно».
Про время. Гюго постоянно боится куда-то опоздать, поэтому выходит к назначенной встрече с большим запасом времени, чтобы не переживать. Может приехать на вокзал, например, за час до отправления поезда.
Такому ребенку часто свойственно внутреннее состояние суеты. Нужно объяснять, что время течет плавно, и дела должны идти плавно, несуетливо. Когда он что-то делает, ему всегда кажется, что нужно делать быстрее, так как следующее дело, по его ощущениям, уже «стоит за спиной». Ребенку следует объяснять, как использовать время. Можно показывать на часах, до какого момента он может заниматься чем-то и не торопиться. А после этого момента можно будет делать следующее дело, никуда не торопясь. Нужно научить ребенка распределять время.
Гюго – рационал, у него всегда есть примерный план действий на день. И если что-то меняется, он сильно переживает. Ребенку следует объяснять, что жизнь изменчива, она не может выстраиваться по жесткому плану, нужно учиться быть гибким. Жизни без непредвиденных обстоятельств не бывает. Изменчивости не надо бояться, надо постоянно двигаться вперед. Не сложилось одно дело, его следует оставить и взяться за другое. Пусть первое «дозреет», нужно «отпустить» ситуацию. Придет момент и это дело пойдет «как по маслу». Часто такому человеку хочется бегом, молниеносно что-то завершить. Если что-то сразу не получается, он начинает нервничать и суетиться. Нужно объяснить, что это может нанести только вред. Лучше ситуацию тщательно подготовить, подождать, а пока следует переключиться на что-то другое.
В ситуациях неизвестности, неопределенности такой ребенок сильно переживает: «Как будет там, куда я завтра пойду? А что там будет на контрольной, пойму ли я все?». Взрослым нужно стараться не оставлять такого ребенка в непонятных ситуациях, ему нужно объяснять все как можно проще. «Неизвестность для меня – это очень тяжело». «Мне нужно, чтобы все было понятно. Все, все, все». Взрослым нужно открывать мир этому ребенку со всех сторон, все объяснять.
Очень важно, чтобы учитель был доброжелательным и мог просто и доступно объяснять, лучше показывая на примерах. Если ребенок в чем-то разобрался, он это будет помнить долго, и если, говоря про школьные предметы, у него не будет белых пятен, он сможет иметь хорошую успеваемость по многим точным наукам: физике, математике, геометрии, химии. Сложнее дело будет обстоять с историей и литературой. Сложности могут возникнуть в изучении русского языка. Нужно знать, что заучивание правил ни к чему хорошему может не привести. Самое главное – нужно во всем разобраться, все понять.
«Если я что-то не пойму, то я это никогда не пойму. А если я что-то усвою, это значит навсегда. Я люблю, чтобы объясняли схемами. Когда схему нарисую, мне все понятно».
«Идеальная картинка: кто-то идет рядом и все тебе показывает и объясняет. При этом отношение только одно – доброжелательное. Боже мой! Я теперь понимаю, как везет людям моего типа, когда они растут с логиками, объясняющими им все происходящее вокруг».
«Такому ребенку в жизненную суть вникнуть тяжело. Обязательно с детьми нужно разговаривать, объяснять поступки, вливать народную мудрость. Умные люди таким детям нужны, учителя нужны всегда».
Нужно объяснять детям, для чего они ходят в школу, для чего нужно выполнять домашние задания, для чего ты приучаешься к порядку, к дисциплине.
«Даже объяснение моих поступков мне было необходимо. Вот я что-то сделала, а хороший это поступок или плохой я не понимала, и мне не объясняли. Ребенок, он ведь не знает, что хорошо, что плохо, ему надо объяснить, больно он кому-то сделал или правильно поступил. Мне всегда не хватало подготовленности к жизни. Мир был непонятен. Мне всегда хотелось, чтобы родители уделяли мне больше внимания, рассказывали про жизнь, готовили меня к самостоятельности».
Гюго в детстве необходимо объяснять, что прежде чем ринуться в какое-то действие, начать какую-то работу, нужно узнать об этом как можно больше и подробнее. Можно расспросить людей, которые этим занимаются, можно взять информацию из Интернета. Можно показать ребенку, как всю собранную информацию представить в виде схем, это поможет ему разобраться, понять суть интересующего его вопроса. В голове такой процесс сам не выстраивается. Голова не думает. Мысли спонтанно приходят в сознание, и – вперед, в действие.
Гюго надо объяснять, что в каждой работе должен быть смысл, какая работа как делается, зачем ее делать. «Любая работа, от готовки супа до сборки автомобилей, мне всегда казалась загадочной тайной. Как, что делать? Сейчас я понимаю, что такого ребенка надо всему учить, показывать, как что надо делать».
Такому ребенку свойственны постоянные внутренние переживания: так или не так, как ожидают окружающие, он что-то сделал. Для него очень важно знать, как что нужно сделать, поэтому он ждет понятных объяснений по всем вопросам от взрослых. Гюго – правильный, обязательный.
«Этот ребенок внутренне переживательный – все, чем бы он ни занимался, должен сделать хорошо. Я считаю, что надо отмечать, когда ребенок что-то хорошо сделал. Появляется желание действия. Тебя заметили, отметили, что ты делал, старался. А когда родителям все равно, делаешь ты или не делаешь, и никто этого не замечает – желание действовать пропадает».
«У меня было: какая разница – делаешь или не делаешь, результат один и тот же, все чего-нибудь не так, все плохо, и пошел пофигизм – мне стало на все наплевать».
«Ребенку обязательно нужно давать самостоятельность. Когда я работаю, не люблю, чтобы за спиной кто-то стоял. Возможно, лучше оказывать помощь, находиться где-то рядом и со стороны наблюдать».
«Чтобы я не делала, меня нужно обязательно похвалить, но не публично. Тогда такой ребенок будет делать еще больше, еще лучше. Если ребенок что-то выполнил, а отзыва о своей работе не получил – чего-то не хватает».
Надо научить ребенка получать удовольствие от процесса работы, выполняя ее тщательно. Нельзя делать работу «на коленке». Должен быть инструмент, удобное место. Нельзя дело делать в спешке. Хорошо, если вы объясните ему, что, прежде всего, необходимо подготовить рабочее место, затем неторопливо и тщательно выполнить всю работу, а по завершению работы следует убраться на рабочем месте и весь инструмент разложить по местам.
Такому ребенку обязательно нужно доверять, это дает окрыленность, развивает в ребенке обязательность. «Я – человек слова, если «да», то «да», если я обещаю, то я должна это сделать. С детства нужно поставить этот вопрос ребром. Здесь просто безоговорочно: «Мы тебе доверяем и все!» Я очень ответственный, обязательный человек».
«Если в школе я не успевала что-то доучить, у меня было чувство вины, я шла утром в школу, у меня было настроение грустное. Я знала, что сделала не все как надо. Сделать надо правильно! Раз учитель сказал, что надо выучить, значит, надо было выучить».
«Незавершенность меня очень тяготит. Какая-то недоделанная работа всегда тяготит, недоделанные дела все рядом». Не надо такому ребенку «капать на совесть»: он и так очень сильно переживает, если что-то не сделал или не получилось, как надо.
Гюго легко обидеть: не надо на него кричать, обижать, читать нравоучения. Если он сделал что-то не так, значит, он просто не понял, как надо было сделать. К нему надо относиться с теплом.
Часто такой ребенок, увлекшись какой-то работой, устанет, не сумеет сразу убрать за собой. Творческий беспорядок для такого ребенка – норма.
Очень важно такого ребенка обучать работе руками.
«Если бы даны были навыки работы с деревом, с сантехникой, машинами, электричеством – это было бы здорово. Интерес был и есть. Интересна работа, которую можно сделать побыстрее».
«Никогда в жизни я не понимала ценности денег. Зачем люди работают ради денег? Деньги как-то сами по себе, я сама по себе. Обязательно нужно такого ребенка учить расходовать деньги».
Ребенку нужно показывать многовариантность действий во всем. «Взрослой я узнала, что жизнь многогранна, существует много вариантов дорог, по которым можно идти, много вариантов любых действий, много выходов из трудных ситуаций и т.д. В доме, где я росла, это не звучало никогда, и поэтому любое препятствие казалось можно преодолеть только одним путем, только так и никак иначе. Вариантов не было никогда – просто делаешь, как пойдет, и все. Вот если бы мне в детстве объяснили, что можно ко всему подходить с разных сторон! Можно выбирать оптимальные варианты работы и всего остального! Боже мой! Всю жизнь я прошла по одной дороге, преодолевая порой невообразимые по сложности препятствия, и только потому, что не знала, что есть «дорога в обход»».
Гюго – фантазер, ему кажется, что весь окружающий мир можно сделать идеальным: порядок в доме, учебу, отношения между людьми и т.д. Когда что-то отклоняется от идеального, он переживает и винит себя в этом. Ему нужно объяснять, что в мире идеального быть не может. Все течет – все изменяется, а идеальное – это закостенелое, остановившееся в развитии. Такого в жизни не бывает.
Самое главное – необходимо донести до него, что время нельзя остановить, оно постоянно находится в движении, поэтому все вокруг быстро меняется и не может оставаться в одном состоянии, каждая минута несет изменения. На смену одному приходит другое. Нужно показывать такому ребенку мир в развитии. Гюго воспринимает окружающий мир в большей степени через настоящее время. Мир как бы замирает в каждую минуту, и у такого человека нет ощущения изменений во времени. Гюго всегда в настоящем, ему сложно представить, что что-то происходило до него, даже вчера уже часто нереально. Если, например, его пригласили в гости, на следующий день он может в этом сомневаться: «Было ли это?».
Следует объяснить, что каждое действие имеет начало, длительность и завершение. Например, собираешься в школу, идешь туда, сидишь на уроках, потом, когда уроки завершаются – возвращаешься домой. Или такой пример: собираешься идти гулять, гуляешь, возвращаешься домой и т.д., и т.п.
Жизненные процессы, которых великое множество, остановить невозможно, а Гюго постоянно переживает за все, что не выглядит идеально, но идеально – это без развития (портфель полностью собран и им никто не пользуется, кровать идеально застелена и на ней никто не спит). Это нежизненные ситуации. Жизнь – это движение. В портфель закладывают школьные принадлежности, в течение дня его открывают, закрывают и т.д. На кровати спят, сминая простыни, нарушая какой-то идеальный вид. Если ребенка научить видеть мир в постоянном развитии, переживаний у него будет меньше.
Для Гюго очень важен порядок везде и во всем: в собственном портфеле, в ящиках письменного стола, комнате, одежде, квартире и т.д. Будет очень хорошо, если родители научат ребенка поддерживать порядок. Но делать надо это очень тонко, лучше показывая на собственном примере, так как если делать замечания по вопросам порядка-беспорядка, ребенок будет очень сильно переживать. Постоянно поддерживать порядок самому ему сложно, так как он очень эмоциональный и часто не замечает, куда что положил. Из-за этого порядок нарушается, а в беспорядке он не может плодотворно работать. Возьмем, например, его школьные принадлежности. Здесь тоже у него должен быть полный порядок – все есть: ручки, пеналы, линейки и т.д. Если чего-то нет, это его напрягает, отвлекает от работы. Такая же ситуация и в одежде, и в порядке его комнаты: если ему не нравятся занавески или неудобный стул – это вызывает внутреннее напряжение. Свой уголок у такого ребенка должен быть обязательно, и главное, чтобы он там был полным хозяином. Такого ребенка можно заинтересовать дизайном. В нем заложены способности к рисованию, оформлению, и это нужно развивать.
Очень опасная ситуация, если указывать такому ребенку на то, какой у него плохой порядок. Если указывать постоянно, то он может просто «свихнуться».
«Никто не должен делать замечаний мне о моем порядке в доме. Никогда! Если будете «клевать» – я умру!».
Очень важно родителям быть внимательными к интересам ребенка. Ему всегда хочется чем-то заниматься, и он знает чем.
«Я люблю заниматься чем-нибудь интересным, без увлечений – пусто. Если мне интересно, если вижу, куда идти, я буду пробиваться. Можно сказать, что я человек настырный. Я не иду, как танк, напролом, но все равно ставлю перед собой цели, и они реализуются. Бог мне помогает, я это чувствую. Своим упорством я добиваюсь результата».
«Сидеть без интереснейшего дела для меня совершенно невыносимо. В детстве меня неосознанно тянуло к интересным, увлекающимся чем-нибудь людям, они давали мне возможность многим заниматься».
«Если я чем-то увлекалась, то это было очень серьезно. Еще до школы я вязала шерстяные вещички на крошечного пупсенка. Особенно всех поражали носочки, которые я вязала на четырех спицах, набирая восемь петель. У носочков даже пяточка была».
«Каждый день я играла в дом. В моем доме была кухня, всю мебель в которой я сделала из картонных коробочек своими руками. Была и спальня, и гостиная, и т.д. Все было до мелочей, как в настоящем доме. В этом у меня был огромный интерес».
Одно из главных предназначений соционического типа Гюго – это забота о людях и создание для них комфортных бытовых условий. Такому человеку хочется идеального дома, и поэтому все, что с этим связано, будет ему интересно.
«Как только в школе начались уроки труда, я начала шить все на себя, вплоть до того, что сшила себе платье на выпускной вечер. Очень нравилось учиться готовить.
Красной линией через все детство прошло общение с животными. Домой из школы я ходила через зоопарк – мне страшно нравилось кормить слона. Птицы, хомяки, кролики, кошки и собаки – все жили у нас дружной семьей. Я обо всех заботилась, всех кормила, всех лечила.
Гюго – это природный врач, целитель. Такому ребенку необходима забота о животных. В будущем он может стать врачом или ветеринаром. Видя больное животное, он испытывает глубочайшую жалость, которая может вылечить без всяких лекарств.
«Моя душа полна теплоты, сочувствия, сопереживания ко всем, кто болен, голоден, обижен и т.д. За любую хромоногую собаку я готова жизнь положить. Я полностью уверена в том, что во мне погиб великий ветеринар или хирург».
«Повзрослев, я очень серьезно занялась фотографией, прививкой деревьев, выращиванием из семян кактусов. Еще мне очень нравилось делать ремонт дома: красить окна, клеить обои и т.д. И главное, в чем я очень благодарна своим родителям – они всегда шли навстречу моим увлечениям. Дома меня принимали с моими начинаниями с огромным пониманием и радушием».
Надо знать некоторые особенности поведения такого ребенка. Он, например, имея какое-то свое очередное увлечение, может приставать с просьбами помочь ему в этом. С одной стороны, у него: «Я сам!», а с другой: «Помогите мне!». У него всегда есть запасик просьб: «Поточите мне карандаши! Сделайте клетку моему кролику!». Одна сторона этой просьбы – ему действительно нужна помощь, а другая – это то, что он проверяет окружающих – как те к нему относятся: помогают – значит любят. Все помогают, значит, все любят, весь мир любит. А если весь мир меня любит – возникает внутреннее желание ответно любить весь мир, заботиться обо всех, отдавая всего себя. Непреодолимое внутреннее желание отдавать всего себя заботе об окружающих – вот внутренняя суть Гюго. Если такая позиция в детстве будет заложена взрослыми, то Гюго будет счастливым всю жизнь.
«Заботиться о ком-то – это святое. Для этого живешь». Обязательно необходимо научить такого ребенка помогать окружающим – ему это очень нужно. Сделать это можно только на личном примере.
«Мне очень легко позаботиться о ком угодно, дарить подарки – это дает мне огромное удовлетворение, счастье, жизненные силы».