Вступление

Вступление
«Великое счастье услышать друг друга…»
Пожелания для всех родителей

Эта книга была задумана мной, как обобщение опыта многолетних консультаций, на которых я занимаюсь профориентацией детей и подростков, помогаю родителям найти общий язык со своими детьми. В своей деятельности я основываюсь на знаниях передового открытия в психологии – соционики.
В 70–х годах ХХ века прибалтийский ученый, экономист по образованию, Аушра Аугустинавичюте, взяв за основу труды выдающегося австрийского психолога Карла Густава Юнга, создала новое направление в психологии, названное ею соционикой.
В 1997 году Российская Академия естественных наук выдала создательнице соционики диплом об открытии и наградила Аушру Аугустинавичюте медалью Капицы, а в 2000 году Калифорнийская Академия науки и культуры официально признала соционику как науку и присвоила Аушре Аугустинавичюте звание почетного доктора философии.
Энциклопедическое определение соционики: «…научное направление новой отрасли общественных наук, изучающая основы поведения и взаимодействия людей в обществе с позиций информационного обмена, ставящая целью на практике подтвердить существование шестнадцати способов информационного обмена, а также развитие и закрепление одного из них у конкретного индивидуума…»
Общаясь с людьми, я пришла к выводу, что мало кто понимает, в чем суть соционики.
Мы все с вами учились в школе. Изучали анатомию, и прекрасно представляем себе, что человек усваивает кислород дыхательной системой, которая имеет определенное строение. У всех людей эта система устроена одинаково, то есть мы все одинаково усваиваем кислород. Так же у каждого человека есть пищеварительная система, при помощи которой усваиваются питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности. Также как и дыхательная система, пищеварительная система у всех одинаковая, и соответственно все мы имеем одинаковое пищеварение.
А как Вы думаете, при помощи какой системы усваивается информация? Мы слышим, видим, тактильно воспринимаем, у нас есть обоняние, вкус, интуитивное восприятие. По этим каналам человек воспринимает огромнейший объем информации, и вся эта информация должна каким-то образом быть обработана.
И вот, оказывается, если система пищеварения или дыхания имеют одинаковое строение, то системы, обрабатывающие информацию, у нас разные. Соционика – это великое открытие современности, которое говорит о том, что существует шестнадцать способов восприятия и обработки информации – шестнадцать типов энергоинформационных систем. Каждый человек от рождения имеет определенный тип энергоинформационной системы.
Энергосистема человека устроена так, что одну информацию мы можем воспринимать очень хорошо, а другую крайне слабо. Где человеку хорошо, где он может быть счастлив? Там, где его энергосистема способна легко брать и обрабатывать информацию. Один заряжается энергией дорогих вещей, «крутых» машин, бриллиантов. Другому нужна энергия теплого нежного взгляда, соучастия и сопереживания. Третьему – подавай кайф наслаждающегося тела: банька, да с можжевеловым веничком, грибочки солененькие с жареной картошечкой…
Один пришел в этот мир с талантами учителя, другой – художника, кому-то даны уникальнейшие способности чувствовать душевные переживания человека, а кому-то строить космические ракеты, огромные мосты через реки, руководить заводами. Каждый от природы талантлив, но у каждого талант свой.
Если человек живет и работает, используя свои сильные стороны, то его энергоинформационный механизм получает «необъятное» количество энергии, такой человек счастлив в жизни.
Очень важно, как можно раньше выявить в ребенке, какую из шестнадцати типов энергосистем имеет его психика. Это дает возможность узнать потенциальную гениальность (не побоюсь этого слова) человека. Но, обратите внимание, я сказала: «потенциальную». Этот потенциал может остаться нераскрытым. Часто люди ищут себя всю жизнь, заканчивают по несколько ВУЗов и, попадая на наши консультации в зрелом возрасте, находят себя и начинают жалеть упущенные годы.
Когда на консультацию приводят ребенка, я определяю его тип, даю подробную информацию по профориентации, опираясь на особенности его энергоинформационной системы. Зная соционический тип своего ребенка, пользуясь этой книгой, родители «могут погрузиться в его мир», понять его психологические проблемы, найти выход из сложных ситуаций в отношениях с ним.
Соционика дает возможность определить, к какому типу темперамента имеет врожденную склонность психика ребенка. Эту книгу мы посвятили «легко ранимым». Это дети, склонные к меланхолическому типу темперамента.
Меланхолик: легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло на них реагирующий. Высокая чувствительность нервной системы, тонкая реакция на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания. Незначительный повод может вызвать у него обиду. Он весь «живет» переживаниям.
Хочется сделать акцент на то, что энергоинформационная система – это жесткая структура. В течение жизни один тип энергосистемы на другой не меняется. Можно развивать отдельные энергоинформационные каналы, по которым поступает информация в энергетическую систему, тогда человек будет развиваться и меняться. Очень важно знать и развивать свои сильные каналы – это и есть врожденные таланты человека.
Я иногда привожу грубое сравнение: есть пылесос, а есть телевизор, и пылесос никогда не сможет выполнять функции телевизора, и наоборот. Так же и у нас. Кому-то от природы даны таланты «пылесоса», а кому-то «телевизора».
Жалко иногда бывает видеть людей, которые, образно говоря, родившись «самолетом», всю жизнь выполняют функции «экскаватора».
Итак, каждый человек видит мир определенным образом, мы все живем в совершенно разных, по восприятию, мирах, поэтому мы часто не понимаем друг друга. Для того чтобы понять своего ближнего, необходимо «заглянуть в его мир». Соционика дает возможность это сделать.
Случай из психологической практики. Однажды на прогулке я познакомилась с пожилой женщиной. Она была сильно расстроена и рассказала мне о том, что всю жизнь не может найти общего языка со своей дочерью, ищет выход из этой тяжелейшей ситуации, но безуспешно. Я пригласила ее на консультацию. Она пришла. «Понимаете, Ваша дочь видит мир совсем не так, как Вы, поэтому Вам очень сложно понять ее поведение», – говорю я. После этого я рассказала ей про ее дочь, про ее характер поведения в различных ситуациях, про причины их непонимания друг друга. Женщина была очень удивлена: «Откуда Вы все это знаете?» Я ответила: «Все, что я Вам рассказала – это не мое суждение, эти знания дает наука, называемая соционикой». «Значит, моя дочь не нарочно себя так ведет?» «Да, – ответила я. – Она просто уже родилась такой».
Сарафанное радио работает. На следующее утро перед моим кабинетом сидели еще две пожилые женщины, которые пришли с надеждой найти общий язык со своими детьми и внуками. Значит, моей пациентке пригодилась полученная информация.
Я долго думала, как помочь родителям «заглянуть в мир своего ребенка», и у меня возникла мысль – попросить взрослых, представителей всех шестнадцати типов, поделиться воспоминаниями о своих детских проблемах в отношениях с родителями. Результат превзошел все ожидания. Люди, имеющие один и тот же тип энергоинформационной системы (один и тот же соционический тип), обозначили одни и те же проблемы. Так получилась наша книга. В ней есть специальные цветные вкладыши, которые помогут понять особенности внутреннего мира ребенка.
Люди, имеющие одну и ту же энергоинформационную систему, могут быть и адмиралами, и дворниками, ведь жизненный путь человека индивидуален, а КАЖДАЯ ЛИЧНОСТЬ УНИКАЛЬНА.
Напрашивается вопрос: «Какие особенности психики человека определяют тот или иной соционический тип?»
Для этого следует рассмотреть четыре пары дихотомических признаков (по К. Юнгу):
·             рациональность – иррациональность;
·             экстраверсия – интроверсия;
·             логика – этика;
·             сенсорика – интуиция.
В этой книге в описании соционических типов детей мы даем краткую характеристику этих признаков. В психике человека есть все восемь признаков, но в каждой паре один признак выражен сильнее, а другой слабее. И так во всех четырех парах.
Если в человеке мы выявим ведущий признак в каждой паре, то получим научное название типа, состоящее из четырех позиций. Например: логико-сенсорный экстраверт (рационал). Чтобы было легче пользоваться названиями соционических типов, автор (А. Аугустинавичюте) ввела псевдонимы. В данном случае – Штирлиц.
 
Научное название по А. Аугустинавичюте
Авторский псевдоним
по А. Аугустинавичюте
Рационалы
Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ)
Гюго
Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ)
Робеспьер
Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ)
Гамлет
Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ)
Максим Горький
Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ)
Джек Лондон
Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ)
Драйзер
Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ)
Штирлиц
Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ)
Достоевский
Иррационалы
Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ)
Дон Кихот
Сенсорно-этический интроверт (СЭИ)
Дюма
Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ)
Жуков
Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ)
Есенин
Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ)
Наполеон
Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ)
Бальзак
Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ)
Гексли
Сенсорно-логический интроверт (СЛИ)
Габен
 
Если человек откроет в себе природную гениальность, реализует свое предназначение, тогда он будет ощущать себя востребованным, успешным, состоявшимся в жизни и просто счастливым человеком. Ведь именно этого мы желаем своим детям.