Вступление

Вступление
Дон Кихот
Дюма
Гюго
Робеспьер
Гамлет
Максим Горький
Жуков
Есенин
Наполеон
Бальзак
Джек Лондон
Драйзер
Штирлиц
Достоевский
Гексли
Габен
Приложение

Автор благодарит замечательнейших людей за
бескорыстную помощь в создании этой книги:
Данилову Ирину, Чужайкину Светлану, Бусыгину
Валентину Дмитриевну, Розанова Алексея, Вьюги-
ну Наташу, Грачеву Светлану, Мясникову Анну, Ту-
манина Григория, Михевнину Татьяну, Елистрато-
ву Софью Михайловну, Пичугину Надежду, Ионо-
ву Ольгу Николаевну, Никулину Елену, Кайгородову
Ирину, Волкову Елену, Котельникову Машу, Тригуб
Галину, Татьяну В., Гладышеву Людмилу, Касатки-
ну Екатерину, Вязгину Ирину, Данилову Елену, Ок-
сану А., Белову Нину Федоровну, Александрову Оль-
гу, Родину Марину, Цветкову Наталью, Палагину
Инну, Белову Наталью, Лукинову Ольгу, Коннышки-
на Василия Николаевича, Туркина Алексея, Гончар-
скую Ирину, Бруснигину Татьяну, Сегину Елену, Ло-
гинову Наталью, Жесткова Алексея.
Огромная благодарность всем, кто внес свой ма-
териальный ресурс для издания этой книги.
 
 
Вступление
 
 
 
 
 
 
Я спросила себя: «Зачем я пишу эту книгу?»
И пришел ответ: «Хочу сказать всем, что можно жить так:
– ни на кого не обижаться, всех понимать, находить общий язык
с каждым;
– заниматься в жизни делом, для которого ты рожден. Ведь, когда
человек на своем пути – у него «вырастают крылья», и он чувству-
ет себя беспредельно талантливым, нужным людям и просто счаст-
ливым».
«Фантастика!» – воскликните Вы. «Да нет, позвольте с Вами не
согласиться. Раньше, возможно, это и было из области фантастики,
но сейчас к нам пришло новое открытие в психологии – соционика,
позволяющая каждому человеку разобраться во многих своих пси-
хологических проблемах, узнать свое предназначение в жизни и по-
нять поведение окружающих людей.
И если многим кажется, что все люди одинаковы по своей пси-
хологической сути, то, узнав соционику, они меняют свое мнение на
диаметрально противоположное.
Что же это за соционика такая необыкновенная?
Рассказываю: в 70-х годах ХХ века прибалтийский ученый, эко-
номист по образованию, Аушра Аугустинавичюте, взяв за основу
труды выдающегося австрийского психолога Карла Густава Юнга,
создает новое направление в психологии, названное ею соционикой.
В 1997 году Российская Академия естественных наук выдала
создательнице соционики диплом об открытии и наградила Аушру
Аугустинавичюте медалью Капицы, а в 2000 году Калифорнийская
Академия науки и культуры официально признала соционику как на-
уку и присвоила Аушре Аугустинавичюте звание почетного доктора
философии.
Энциклопедическое определение соционики: «…научное на-
правление новой отрасли общественных наук, изучающая осно-
вы поведения и взаимодействия людей в обществе с позиций
информационного обмена, ставящая целью на практике подтвер-
дить существование 16-ти способов информационного обмена,
а также развитие и закрепление одного из них у конкретного инди-
видуума…».
Объясняю проще: в каждом из нас от рождения «встроена» энер-
гоинформационная система, которая воспринимает окружающеий
мир, перерабатывает и выдает информацию (а любая информация –
это энергия) определенным образом.
Всего таких систем 16, 16 вариантов. Значит, в нашем обществе
существует 16 взглядов на одно и то же явление, ситуацию или про-
блему. И человек уже рождается с одной из 16-ти энергоинформа-
ционных систем, которая является всего лишь механизмом, инстру-
ментом, при помощи которого он работает с информацией, формиро-
вание же личностных качеств будет зависеть от того, какую инфор-
мацию будет пропускать эта система: в какой среде воспитывается
и живет человек, какое образование получает и т.д.
Люди, имеющие одну и ту же энергоинформационную систему,
могут быть и адмиралами, и дворниками, ведь жизненный путь че-
ловека индивидуален, а КАЖДАЯ ЛИЧНОСТЬ УНИКАЛЬНА.
Поменять в человеке один вид энергоинформационной систе-
мы на другой невозможно, но возможно научиться рефлектировать –
осознавать ее неосознанное автоматическое поведение, основанное
на реакциях на раздражители внешней среды, и управлять работой
этой системы. Врожденная энергоинформационная система, дающая
человеку способность видеть мир по-своему, определяет значитель-
ную часть его поведения, и поэтому в одной и той же жизненной си-
туации кому-то очень хорошо, а кому-то – совершенно невозможно.
И, если ты хочешь понять человека, который рядом с тобой – узнай,
как он видит этот мир!
Представьте себе оживленную улицу – допустим, улица пеше-
ходная, и по ней гуляет народ. Как Вы думаете? Все ли одинаково
видят то, что происходит вокруг них? Я отвечу Вам на этот вопрос.
Один больше всего обращает внимание, как одеты люди: доро-
гая у них одежда или дешевая, идет она им или нет, красивая или
так себе. Другому бросается в глаза ширина проезжей части улицы
и тротуаров, расстояния между домами, ширина и высота окон в до-
мах, какой дом ближе расположен к проезжей части, какой дальше от
нее. Третьему мир представляется в радужных красках: солнце игра-
ет на стеклах окон, лужи блестят, воздух бодрит, пахнет свежей вы-
печкой и, вообще, жизнь прекрасна… прекрасна… и прекрасна. Чет-
вертый вообще ничего не замечает вокруг, он только ловит взгляды
встречных прохожих и чувствует в них растерянность или светлую
радость, злобу или теплоту…
Один заряжается энергией дорогих вещей, крутых машин, брил-
лиантов. Другому нужна энергия теплого нежного взгляда, соуча-
стия и сопереживания. Третьему подавай кайф наслаждающегося
тела: банька да с можжевеловым веничком, грибочки солененькие
с жареной картошечкой…
В общем, на «бензозаправке», называемой жизнью, много раз-
ных марок бензина, но у каждого человека есть «свой моторчик», ко-
торый хочет определенного бензина. Другими словами, у каждого
счастье свое. Но человеку кажется, что он такой, как все, и все та-
кие, как он.
Возможно, ты создан так, что самое главное в твоей жизни – те-
плота, нежность, чувственность близких отношений, и ты кладешь
своему любимому маленькую розочку на подушку утром… А может
ли он ответить этим же? Вполне возможно, что в этом есть необходи-
мость только у тебя, и ждать такого от твоего партнера вообще нель-
зя. А ты обижаешься…
Как получается обида? Она возникает как реакция одной энерго-
информационной системы на работу другой энергоинформационной
системы. То есть, одна «машинка» выдала информацию, а другая,
в силу особенностей своей конструкции, не может принять и долж-
ным образом переработать эту информацию. Другими словами, один
человек не может понять другого человека. Вот и родилась обида.
«Как он мог! Я никогда этого ему не прощу!» И вот обиды начи-
нают «съедать» здоровье человека. Сидят эти обиды очень глубоко в
психике. Посадить их туда очень легко, а вот достать и убрать этот
сгусток, пожирающий жизненные силы, крайне сложно. Работу надо
проделывать гигантскую, но никто не гарантирует, что она увенчает-
ся успехом. А обиды тянут за собой тяжелейшие хронические забо-
левания – это уже всем давно известно.
«Как уйти от обид?» – спрашиваете Вы.
Отвечаю: «Осознать поведение человека головой. Соционика
позволяет это сделать в полной мере».
Мои знакомые, прошедшие курс обучения соционики, смеются
и плачут прежде всего над собой, вспоминая прошлые обиды на сво-
их близких. Одна девушка со слезами на глазах рассказывает: «Го-
споди, ведь полжизни обижалась на мужа. Был такой случай: мы на
кухне, я мою посуду, мы мирно беседуем, так хорошо, душа моя на-
полнилась нежностью и теплом… Вдруг он мне говорит: «Чашки по-
лотенцем вытри!»… И все… В душе слезы, все внутри провалилось,
ком в горле… Я с этим комом полжизни прожила, и только из соци-
оники узнала, что муж мой прежде всего видит, как кто рядом с ним
дело делает. И ему важно, чтобы дело делалось правильно. А душев-
ные переживания – это потом, душа не всегда резонирует… Бывает,
конечно, но не всегда… Когда я это узнала – чувствую, что та обида
таять начала. А теперь-то я без смеха над собой об этом вспоминать
не могу. Да, он у меня вот такой, и я его вот таким принимаю. И если
раньше казалось, что я порой не выдержу, то теперь, если где-то «це-
пляет», включается голова – я же знаю уже, что от него ждать в пове-
дении, – и обид почти не бывает. В соционике я узнала многое, а са-
мое главное – то, что «холодильник» в «газовую плиту» не переде-
лаешь, и человека нужно принимать таким, каким создал его БОГ,
и нельзя его изменять по принципу: «Стань таким, как я хочу!».
Создатель открыл человеку способность видеть мир по-своему,
дав ему тем самым его уникальное предназначение в жизни.
Узнай суть человека, прими с восхищением его уникальность.
Если один пришел сюда с талантами учителя, то другой – художник,
кому-то даны уникальнейшие способности заглядывать в душев-
ные переживания человека, а кому-то – строить космические раке-
ты, огромные мосты через реки, руководить заводами… Каждый от
природы талантлив, но у каждого талант свой. Если человек работа-
ет и живет по своим сильным сторонам, то его энергоинформацион-
ный механизм получает «необъятное» количество энергии, и такой
человек счастлив в жизни.
Предлагаю решить задачку:
– есть 2 человека;
– у одного человека необыкновенно тонкие способности чув-
ствовать душевные переживания людей, видеть выражение глаз,
слышать тонкие нюансы интонаций голоса, чувствовать зажатость-
расслабленность тела;
– другой всем своим нутром знает, как построить завод, допу-
стим, выпускающий автомобили. У него в голове все абсолютно
ясно: цеха, конвейеры, склады…
Вопрос задачи: кого учить на психолога, а кого – на строителя
производственных объектов?
Ведь, правда, простая задачка?
Но как же узнать свой талант?
Соционика отвечает на этот вопрос так: «Нужно определить тип
вашего способа восприятия и усвоения информации, или, как его на-
звала Аушра Аугустинавичюте, соционический тип». Каждому типу,
для более простого использования в повседневном обиходе, она дала
псевдоним.
Определив свой соционический тип, можно четко и конкретно
говорить о природных потенциальных талантах и, соответственно,
возможности для человека прожить «свою» жизнь, найдя свое ме-
сто под солнцем.
Напрашивается вопрос: «Какие особенности психики человека
определяют тот или иной соционический тип?»
Хороший вопрос. Попробую объяснить как можно проще.
А если кто-то хочет найти очень подробный и глубокий ответ на
этот вопрос, то может обращаться к работе Г.Юнга «Психологиче-
ские типы».
Итак, объясняю. Скажем так: всех людей можно разделить на
две группы – одни больше замечают, что происходит вокруг них, им
свойственны громкий голос, открытость, желание брать на себя от-
ветственность за других; другие живут больше «в себе», для них
свои чувства, переживания, мысли и желания важнее событий внеш-
него мира. Такой человек скрытен, мало чем делится с окружающи-
ми, а если и делится, то только с самыми близкими. Голос тихий,
взгляд часто «в себя». Ему сложно брать на себя ответственность за
других, некомфортно привлекать к себе внимание окружающих.
Вы, конечно, узнали в первом описании экстраверта, а во вто-
ром – интроверта. Так вот, человек родится или экстравертом, или
интровертом. «Как это понять? Ведь в нас есть и то, и другое?» –
спросите Вы. Да, но ведущего признака всегда больше. И челове-
ку комфортно, когда ведущего признака 60-70%, а дополняющего –
30-40%. И тут я опять слышу вопрос: «А как узнать свой ведущий
признак, если он не ярко выражен?» Для этого нужно разобраться во
внешних признаках, проявленных в вашем теле и в вашем поведе-
нии. Обо всем, что заложено в нашей психике, «громко» и наглядно
говорит наше тело. Оно – самая надежная точка опоры для определе-
ния соционического типа.
Движемся дальше. Опять берем «образно» всех людей и делим
их на две группы. Одни живут по принципу: «Сначала думаю, потом
делаю». Для них свойственна планомерность, пунктуальность, по-
следовательность. Другие живут по принципу: «Сначала делаю, по-
том думаю». Для их поведения характерны действия без подготовки,
подчиненные импульсу: способность легко переключаться с одного
дела на другое, особенно если их что-то увлекло. Работоспособность
зависит от их настроения.
 
В первом описании представлены рационалы, во втором – ир-
рационалы. В психике каждого человека представлены оба призна-
ка, но один из двух является от рождения ведущим. И, живя больше
именно в нем, энергоинформационная система человека будет наби-
рать энергию, и, соответственно, если уйдешь на слабую позицию –
будешь только энергию терять.
Следующая пара признаков: логики – этики. Одни люди от
рождения живут «головой» – это логики. Хорошо развитый мыс-
лительный анализ. Способность внимательно собирать информа-
цию из окружающего пространства по интересующему вопросу,
собранные факты тщательно обдумывать и на основе этого делать
выводы. Их волнуют вопросы: «Выгодно ли это?», «Правильно ли
это устроено?».
Другие весь мир пропускают через чувственную сферу. Могут
на лету «читать» невербальные сигналы человека: мимику, неров-
ное дыхание, взгляд, интонацию голоса. Ощущают, как притягива-
ет или отталкивает от себя человек. Обосновывают свои поступ-
ки – «я так хочу!»
У каждого из нас и голова «варит», хотя, как выясняется, «варит»
совершенно по-разному, и чувства есть. Но только один из этих при-
знаков у каждого заложен от природы ведущим, а значит, к одному
пойдем за умными мыслями, а к другому – чтобы получить душев-
ное тепло.
И последняя пара признаков: сенсорика – интуиция.
Сенсорики – люди, «живущие в своих телесных ощущениях»…
Звуки, запахи, вкусы, все, что вижу и ощущаю кожей. Для них свой-
ственно: самообладание, настойчивость, чувство хозяина террито-
рии, и они живут в одном времени: «здесь и сейчас».
Интуиты тонко чувствуют время, «живут» в пространстве вре-
мени. Чувствуют, как идет время. Рассматривают развитие про-
цессов из прошлого в будущее. Сталкиваясь с ситуацией, стремят-
ся осмыслить ее возможные последствия. Легко уходят мыслями
в прошлое, переживая его заново. Всю жизнь пытаются разобраться
в себе, в своем жизненном пути.
И вот я опять и опять повторяю, что и один, и другой признак
проявляется у каждого, но от рождения один является ведущим – его
больше, и он определяет, каким способом психика будет брать ин-
формацию из окружающего мира.
Итак, мы получили 4 пары признаков. И, если вы хотите опреде-
лить свой тип энергоинформационной системы, то нужно четко вы-
брать свой врожденный признак из каждой пары. Скажу сразу, часто
это сделать очень сложно. Лучше доверить это дело специалистам.
Но допустим, что вы «попали в десятку», определив правильно все
четыре признака и, основываясь на этом, вы можете определить свой
тип согласно Таблице № 1.

В этой книге я не преследую цель дать инструкцию по определе-
нию соционического типа. Моя цель – показать, что все мы рождаем-
ся уже разными.
Итак, соционика рассматривает общество как гармоничную си-
стему, состоящую из 16-ти соционических типов – 16-ти энергоин-
формационных систем – 16-ти способах восприятия и переработки
информации.
Каждый человек, имеющий тот или иной способ восприятия
и переработки информации, имеет свое предназначение – это воз-
можности именно его энергоинформационной системы, это таланты,
заложенные в него от природы. И его задача – реализовать свои по-
тенциальные возможности.
Если человек находит в себе природную гениальность, реализу-
ет свое предназначение, то у него возникает ощущение востребован-
ности, нужности обществу и успешности жизни. Он будет ощущать
себя состоявшимся в жизни и просто счастливым человеком.
В этой книге я постараюсь помочь каждому человеку открыть
в себе себя – свое предназначение в жизни. Человек очень много-
гранен, но я хочу коснуться только самых сильных сторон психи-
ки – талантов, – силищи немереной, заложенной в каждом из нас от

природы.